Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Об истории Стамбула и его достопримечательностях; о людях, живущих в Стамбуле; об интересных событиях, происходящих в городе. Фотографии Стамбула.

Модераторы: gesigor, ordinarylawyer

Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı «Стамбульский пролив», греч. Βόσπορος) — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина — 700 метров. Глубина фарватера от 33 до 80 м.

Пролив имеет эрозионное происхождение; представляет собой старую речную долину, затопленную морской водой в четвертичный период. В Босфоре два течения — распресненное верхнее из Чёрного моря в Мраморное, на юг (скорость 1,5-2 м/с) и соленое нижнее — из Мраморного моря в Чёрное, как было установлено адмиралом Макаровым в 1881—1882 годах (скорость 0,9-1 м/с). Солёное течение продолжается в Чёрном море подводной рекой.

По одной из наиболее распространённых легенд пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя — прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Чёрного Моря. Мост протяжённостью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта — около 5—6 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос.

Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500—5000 лет назад. Прежде уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое — об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

Древние греки также называли пролив «Боспором Фракийским», чтобы отличать от «Боспора Киммерийского» — современного Керченского пролива.

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

В зимы 1621—1669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6-ти узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10-ти узлов. За проход проливами взымается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

29 октября 2013 года под Босфором был открыт железнодорожный тоннель «Marmaray», который объединил скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула. Его длина составляет 13,6 км, максимальная глубина - 56 м.

(источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F1%F4%EE%F0)

Босфор - сердце Стамбула. Его зеркальные воды предают старому городу очарование, не сравнимое ни с чем.
На сверкающей глади пролива отражается все величие и убожество Царьграда. Изящные дворцы и летние резиденции, беспорядочно разбросанные по берегам, соседствуют с ветхими рыбацкими деревушками, а кое-где впечатление от древних строений разрушает стальной блеск современных небоскребов.

Таков этот город, сплав трех великих цивилизаций, старого и нового, блеска и нищеты. Босфор, подобно мост, связывает юг и север, соединяет мир Европы и Азии.

Босфор по древнегречески означает «бычий брод». По легенде Ио, прекрасная возлюбленная Зевса была превращена им в корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива. Преданий и легенд о проливе множество. Невозможно равнодушно взирать на сине-зеленые воды, омывающие древние берега. Здесь всё легенда, всё миф.

Чтобы проникнуть в самую душу города-легенды, стоит ступить на борт любого из пассажирских судов, курсирующих по проливу, пройти по всем змеиным изгибам Босфора.

Один из главных паромных причалов расположился в прибрежном квартале Каракой.

Раньше здесь была шумная рыбацкая пристань. Сегодня рядом с пассажирским причалом теснятся маленькие торговые лотки со свежей рыбой. Между торговыми рядами шныряют шкиперы небольших катеров, соблазняющие на морскую прогулку. Берут по стамбульским меркам довольно дорого – около 20$ за час. Кто-то заплатит, предпочитая упиваться сказочными видами Босфора в одиночку, а кто-то взойдет на борт одного из пассажирских паромов, отправляющихся во все части города.

В некоторые районы Стамбула, к примеру, Эйюп, который находится в конце Золотого рога, удобнее всего добираться по воде. Огромные паромы разлетаются с огромной скоростью. Поэтому многие горожане зачастую выбирают именно такой способ передвижения по городу, особенно в часы «пик», когда мосты забиты машинами.

Главное на пристани - не запутаться в хитросплетениях многочисленных причалов, каждый из которых отведен для определенного направления.

Выход на борту судна в Босфор – впечатление незабываемое. Первое знакомство с извивающимся проливом, чарующий силуэт Стамбула, над которым копья минаретов и купола диковинных султанских мечетей – все это кажется почти нереальным, словно путешествие по течению времени.

Чудовищные руины Румели - Хисары, ее зубчатых стен и полуразрушенной башни мрачно взирают из Европы в Азию, на другой берег, где стоит крепость Анадолу-Хисары. Здесь наиболее узкое место Босфора,- всего 650 метров. Здесь Европа ближе всего подходит к Азии. Два континента, на которых расположен Стамбул, определяют лицо города. Центр всегда был в Европе, а азиатский берег долгое время оставался всего лишь окраиной. Однако сейчас все поменялось местами – на европейском берегу царит старина и запустение, а Азия гордится своими современными и чистыми кварталами. Где еще так близко сходятся, словно заглядывая друг другу в глаза, два материка? Интересно, что пролив считается чуть ли не самым узким в мире. Он на 600 метров уже пролива Дарданеллы.

Иногда судам приходится буквально протискиваться по Босфору. Трафик в проливе жесточайший. Поскольку пролив имеет международный статус, суда со всего света курсируют взад и вперед. Малейшая ошибка при прохождении фарватера станет катастрофой. «Мертвые» остовы затонувших танкеров время от времени украшают коварный пролив.

Во время морской прогулки можно немало узнать о «внутренней», скрытой жизни Босфора. «Шейтан акантысы» или «чертово течение» называют турки стремительный поток пролива. Особенно свирепствует «шейтан» с наступлением весны, когда в бассейне Дуная начинается таяние снегов, и течение достигает своей максимальной скорости. Стрелой несется голубой поток вдоль берегов, а на самых узких участках вода вскипает, как в котелке.

Есть у Босфора и «двойное дно», так называемое «нижнее течение», идущее в обратном направлении – из Мраморного моря в Черное. Таким образом, Босфор, как «существо» противоречивое, течет одновременно в две противоположные стороны.

Что может так украсить калейдоскоп впечатлений путешественника, как ни счастливое созерцание зеркально-опаловых вод Босфора под аккомпанемент свежеприготовленной барабульки (barbunya). Выбрать рыбу можно самостоятельно. Выбирая, главное обращать внимание, чтобы расцветка была яркой, а глаза блестящими, значит рыбка выловлена недавно. Странно, но самые сильные эмоции получаешь не в ослепляющем чистотой и торжественностью дорогом ресторане, каких в Стамбуле немало, а в простом уличном кафе, к примеру на пристани Каракой, прямо рядом с рыбным базарчиком. Здесь, сидя за столиком у самой воды ,можно отведать жаренной барабульки перед увлекательной морской прогулкой. Порция жареной рыбы стоит всего три миллиона лир или около двух долларов. Запах готовящейся тут же на мангале рыбы словно переносит во времена , когда еще был жив Константинополь, с его неповторимым ароматом, который возможно запал в сердце вместе с произведениями классиков.

После барабульки самая популярная здесь рыба – голубая макрель (lufer) и черноморская хамса (hamsi). Турки виртуозно готовят их десятком разных способов, начиная от простой обжарки и заканчивая хитрыми рыбными котлетками (hamsili koflesi).

Интересно, что в Стамбуле сложно найти морепродукты. В этом основную роль сыграл многовековой запрет Корана на употребление в пищу «морских гадов». Мидии, кальмары, устрицы, лобстеры - все они считаются нечистыми для мусульман.

Хотя в хороших ресторанах проблемы с запретными обитателями моря исчезают. Спрос, как говорится, рождает предложение.

По мере продвижения по Босфору, берега его то сближаются, то раздвигаются. Иногда даже кажется, что это не один длинный пролив, а какая-то череда озер, соединенных маленькими канальчиками. Берега пролива то и дело скидывают свои парадные одеяния, чтобы облачиться в ветхие лохмотья. Изящные дворцы и летние резиденции соседствуют с полуразрушенными лачугами. Такая чехарда построек вдоль пролива не случайна и связана с его историей.

После завоевания османами Константинополя (которое они начали именно с установления контроля на Босфоре), стала застраиваться ближайшая к центру часть Босфора. Затем, с появлением в XIX веке пароходов, виллы начали возводить на более удаленных прибрежьях пролива.

Если повезет оказаться на борту прогулочного судна вечером, можно попытаться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» - так называли греческие летописцы Константинополь.

На закате город надевает свою самую красивую маску. При заходящем солнце, в тесноте столпившихся судов, рева труб, отходящих паромов, город зажигает на холмах свои чудесные огоньки. Раздаются заунывные голоса муэдзинов. Говорят, в старину для вечерних молитв предпочитали брать слепых глашатаев, которых не смущала бы прелесть наступающей ночи. Словно мачта корабля возвышается Святая София над великим городом, предавая ему с Босфора неземной чарующий вид.

(источник - http://www.panasia.ru/main/stambul/10.html)
Istanbul_IX.2013_0599_rs.jpg
Istanbul_IX.2013_0599_rs.jpg (317.72 КБ) 932 просмотра
Istanbul_IX.2013_0889_rs.jpg
Istanbul_IX.2013_0889_rs.jpg (430.18 КБ) 932 просмотра
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Босфор в районе Karaköy, Meclis-i Mebusan Caddesi
Istanbul_IX.2013_0923.jpg
Istanbul_IX.2013_0923.jpg (555.6 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0924.jpg
Istanbul_IX.2013_0924.jpg (522.89 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0926.jpg
Istanbul_IX.2013_0926.jpg (595.45 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0927.jpg
Istanbul_IX.2013_0927.jpg (517.59 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0928.jpg
Istanbul_IX.2013_0928.jpg (598.8 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0929.jpg
Istanbul_IX.2013_0929.jpg (557.34 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0932.jpg
Istanbul_IX.2013_0932.jpg (531.96 КБ) 798 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0931.jpg
Istanbul_IX.2013_0931.jpg (687.32 КБ) 788 просмотров
Аватара пользователя
ordinarylawyer
Капитан
Капитан
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 20:33
Дата рождения: 15.09.1980

Re: Босфор - зеркальные воды сердца Стамбула

Сообщение ordinarylawyer »

Istanbul_IX.2013_0935.jpg
Istanbul_IX.2013_0935.jpg (517.46 КБ) 788 просмотров
Ответить