«Topkapı Saray»
«Topkapı Saray» — «Дворец Топкапы». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».
Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.
С 1924 года дворец является музеем, а до этого служил несколько столетий главной султанской резиденцией, но занимал в последние годы существования империи уже второстепенное место, т.к. у султанов появилась резиденция в европейском стиле — «Долмабахче».
Топкапы располагается на месте византийского акрополя, приблизительно там, где во времена Византийской империи располагался императорский дворец. Если еще точнее, то дворец императора находился на месте нынешней площади мечети «Султанахмет», примыкающей к Топкапы, а непосредственно на месте султанского дворца располагались во времена Византии оливковые сады. Однако от византийского дворца ничего не осталось, как и от тех оливковых садов.
Вообще от времен Византии в центральной части Старого Стамбула сохранилось очень немного.
Это, конечно, в первую очередь, «Святая София» (от греческого слова «Σοφία», т.е. знание, мудрость). В турецком — «Айя София») — главная церковь византийских императоров, превращенная затем в мечеть, а с наступлением эры Турецкой республики — в музей.
Также от времен Византии сохранился в центре города (неподалеку от «Святой Софии») подземный резервуар с водой — «Еребатан Сарничи» (в буквальном переводе — «водохранилище храма»).
Интересно, что в его строительстве использовались камни более древних языческих храмов, но ставили эти камни с языческими символами вверх ногами, чтобы показать торжество христиан над язычниками. (Знаменитые перевернутые камни с головой Медузы Горгоны). Подземный резервуар Еребатан Сарничи служил источником воды на случай осады Константинополя. При османах водохранилище было заброшено и не использовалось. От древней Византии остались и несколько колонн на месте бывшего ипподрома, справа от построенного позднее чуда османской архитектуры — мечети «Султанахмет».
И еще церковь Святой Ирины, которая умудрилась уцелеть не просто внутри старого Стамбула, а после постройки султанского дворца оказалась внутри Топкапы.
После завоевания османами Константинополя эта церковь долгое время служила оружейными складами, но так и не была превращена в мечеть. В XIX веке здесь был открыт Музей античности, а много позднее и до 1950-го года здесь работал Военный музей. Ныне церковь Святой Ирины служит концертно-выставочным залом.
Жизнь до Топкапы, или султан отдельно, гарем отдельно
Возвращаясь к теме султанского дворца, скажем, что первоначально османские султаны поселились в несохранившемся до нашего времени построенном для них дворце, расположенном на территории, которую ныне занимает Стамбульский университет в районе «Баязид» (другое написание в русском — «Беязид») также в центральной части города.
(Кстати, архитектура главных ворот стамбульского университета, построенных пару столетий назад очень внушительна и вполне могла бы сойти за въезд во дворец, а за одну из дворцовых башен могла бы сойти и башня Баязида, построенная как первая в городе пожарная каланча. Эта башня также расположена на территории городка нынешнего стамбульского университета).
Но теперь ничто не напоминает о существовании дворца османских султанов в Стамбуле в районе Баязид. Хотя этот дворец просуществовал довольно долго. А когда султаны переехали в более просторный и соответствующий их статусу новопостроенный дворец Топкапы, то гарем в Топкапы не переехал, а продолжал оставаться на его задворках в «Изразцовом дворце» или «Изразцовом киоске» — «Чинили кешк», сооруженном в 1472 году Мехмедом Завоевателем. Гарем размещался там и раньше и в бытность старого дворца в районе площади Баязид, когда в районе Топкапы здание гарема было единственным зданием, имевшим отношение к султанскому дворцу.
Потом построили дворцовый комплекс Топкапы, а гарем в «Изразцовом киоске», (где в наше время расположилась выставка изразцов, фарфора и керамики), оказался, в свою очередь, единственным жилым султанским помещением в Топкапы за пределами дворцового комплекса. Первые несколько десятилетий Топкапы был, так сказать, только рабочим офисом султанов, а их жены и наложницы жили отдельно, хотя и рядом, в «Чинили кешк». И это было нормой для османов.
Символы борьбы за эмансипацию
Роксолана, любимая наложница султана Сулеймана Великолепного первой добилась переезда во дворец Топкапы, чтобы быть постоянно рядом с султаном.
Именно сооружение комплекса гарема во втором и третьем дворах Топкапы в XVI веке стало наиболее значительным изменением в планировке этого дворцового сооружения с момента первоначальной постройки. В итоге, постепенно весь гарем переехал в этот новый дворец, а в старый стали ссылать жен и наложниц умерших султанов.
Бывшее здание старого гарема — «Изразцовый дворец» — киоск «Чинили кешк», и ныне находится на задворках дворцового комплекса Топкапы (его первого двора). Сейчас это самая старая османская постройка на этой территории. Ведь она, как говорилось выше, была построена еще до сооружения самого дворца Топкапы. Ныне в «Изразцовом дворце» размещается музей керамической плитки — изразцов и киоск-дворец является частью Археологического музея. «Чинили кешк» был украшен голубыми и зелеными изразцовыми плитками, отсюда и его название, и поэтому он был выбран под музей изразцов.
Хотя этот киоск-дворец можно было бы сделать музеем-символом борьбы за эмансипацию, своеобразным символом которой является теперь и Роксолана. Но туристы редко интересуются старым гаремом в «Изразцовом дворце». Разве что изразцами.
Возвращаясь к истории с Роксоланой, укажем, что Роксолана во многом была первой. Она стала самой влиятельной среди наложниц турецких султанов. Ей удалось добиться, чтобы султан Сулейман женился на ней (чего османские султаны не делали с раннего периода династии, обходясь наложницами и вообще не вступая в браки), а также оставался верен ей до самой ее смерти.
По одной из версий, Роксолана была украинкой. В некоторых источниках ее называют русской.
И в наши дни могила («тюрбе») Роксоланы является одной из самых посещаемых достопримечательностей современного Стамбула. Ее тюрбе расположена на территории, построенной по заказу Сулеймана мечети «Сулеймания» и по соседству с тюрбе самого султана Сулеймана. Тюрбе венчает большой тюрбан, почти такой же, как и на тюрбе ее мужа-султана, в знак того, что Роксолана была султаншей.
В новом дворце гарем, конечно, занимал важное место, но самым заметным из города (помимо главных ворот со стенами) архитектурным элементом дворцового комплекса стала башня над зданием дивана — совета — башня «Адалет» (букв. правосудия или законности).
Ее очень хорошо было видно со стороны моря, тогда она доминирует на всем комплексом, но в самом дворцовом комплексе она просматривается, в основном, когда находишься возле нее во втором дворе Топкапы. Башня выполняла и сторожевые функции, будучи главной смотровой площадкой дворца. Во время заседаний дивана визуальный контроль с башни прилегающей территории также исключал возможность шпионажа.
Совещания дивана, или султан за решеткой
В приземистом, но с изысканной отделкой, здании дивана с упомянутой высокой башней над ним проходили регулярные совещания министров султана, и визирь принимал посетителей. При этом если встреча не являлась торжественной, и султану было не по чину лично принимать гостей, то у него сохранялась возможность услышать всю беседу с помощью небольшого окошка с мелкой решеткой, находясь в смежном помещении. Окошко было проделано в стене прямо над местом великого визиря.
Говорят, что впервые практика такого опосредованного участия султана в делах дивана возникла, когда во время заседания совета проник посетитель и стал пытаться что-то просить у султана, перейдя границы почтительности. Правда неизвестно когда и где это было. В помещении дивана в Топкапы любой желающий может увидеть это окошко до сих пор.
Кстати, само слово «диван» пришло к османам от персов и арабов и в персидском оно означает «записывать». В канцеляриях по всему Востоку стояли низкие приземистые длинные диваны, на которых располагались писцы. (Также диван означает собрание каких-либо документов, например, стихов одного поэта). Длинные диваны в помещении дивана неплохо сохранились и в Топкапы.
Само помещение дивана в Топкапы состоит из двух смежных комнат — комнаты визиря и помещения для составления протокола. Что касается распорядка заседания дивана, то укажем, что они проходили в Топкапы четыре раза в неделю — с воскресенья по вторник.
Привязка к местности
Дворец Топкапы начал строиться спустя 20 лет после завоевания османами Константинополя (Завоевание произошло в 1453 году). Его строительство было завершено в 1479 году, но и после во дворце проводились различные реконструкции и небольшие строительства. В годы расцвета Топкапы здесь проживало от 4000 до 5000 человек.
Теперь самое время рассказать об общей структуре дворцового комплекса. Он представляет собой вытянутый прямоугольник, с двух сторон он окруженный морем. По всему периметру дворец опоясывает стена, по-турецки называемая «Сур-и Султани».
Внутри дворцовый комплекс строго иерархически разделен на т.н. «дворы» — «авлу».
Существует внешний и внутренний периметр дворца.
Во внутренний периметр, окруженный непрерывной стеной, входят второй, третий и четвертый дворы. Внутри периметра эти дворы также разделены стенами с воротами.
Внешний периметр включает в себя и первый двор. Первый двор с трех сторон также окружен довольно высокой стеной с башнями. Со стороны Босфора ограждение первого двора более низкое и частично разрушено. В то время как во внутреннем периметре все стены ограждения сохранились в неприкосновенности с султанских времен.
Кроме повреждений у стены первого двора, Топкапы сохранился неплохо, но за исключением потери нескольких своих приморских павильонов для отдыха, раньше расположенных снаружи от стен на берегу пролива «Золотой рог» и основного Босфорского пролива. Это произошло, в том числе, и из-за строительства железной дороги от вокзала «Сиркеджи». Эта железнодорожная линия теперь как бы опоясывает Топкапы со стороны моря, проходя чуть ниже этого расположенного на возвышенности дворцового комплекса и его стен. (Железная дорога от Сиркеджи была первой в Стамбуле и по ней прибывал на этот вокзал знаменитый «Восточный экспресс», курсирующий между Османской империей и Европой и, в частности, до владений Австро-Венгерской империи. Сейчас вокзал используется для пригородного сообщения. С него отправляется также поезд до греческих Салоник).
В тени «Святой Софии»
Главными воротами в дворцовый комплекс Топкапы являются массивные «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»). Это самые старые ворота дворцового комплекса. Первоначально, кроме двух башен над воротами имелся также несохранившийся павильон. На воротах изображена круглая печать Мехмеда II с его именем, написанным по-арабски. (Ворота были построены в период правления этого султана).
Также на воротах разместились две боковые стелы с памятными надписями. На первой — отмечена дата постройки: 1478 год. На другой стеле указывается, что сооружение было отреставрировано султаном Абдулазизом в 1867 г. Эти главные ворота дворцового комплекса Топкапы со своей внешней стороны смотрят прямо на тыльную часть комплекса Святой Софии.
Во времена, когда христианский храм «Святой Софии» был превращен в мечеть, через эти ворота в «Софию» попадали султан и высшие сановники. Они выходили из главных ворот Топкапы «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота») и, перейдя через улицу, входили в храм.
Также на воротах разместились две боковые стелы с памятными надписями. На первой — отмечена дата постройки: 1478 год. На другой стеле указывается, что сооружение было отреставрировано султаном Абдулазизом в 1867 г. Эти главные ворота дворцового комплекса Топкапы со своей внешней стороны смотрят прямо на тыльную часть комплекса Святой Софии.
В те времена, когда Святая София была превращена в мечеть, султан переходил из своего дворцового комплекса на молитву в эту церковь-мечеть через ворота позади Айя Софии, которые были специально возведены для этих случаев. Эти ворота расположены прямо напротив Bab-i Humayum.
Кстати, на заднем дворе Айя Софии до сих пор расположена небольшая мечеть, несмотря на то, что весь комплекс Святой Софии, как постоянно объявляется, это музей и работает исключительно для туристов и исследователей.
Символ правительства, или визирь по-соседству
Прежде чем вернуться во дворец, упомянем также еще об одном достопримечательном месте, расположенном неподалеку от входа в главные ворота Топкапы. Это резиденция великих визирей.
В особняк с садом, который и сейчас используется турецким госучреждением (губернаторством Стамбула), ведут небольшие ворота. Именно из-за наличия этих ворот «Bab-ı Âlî», ведущих во двор здания, где визирь часто принимал иностранных послов, Османская империя также называлась в Европе «Высокой портой» (от фр. «porte», или итал. «porta» — дверь, врата). Великий визирь мог добраться из своего особняка до Топкапы на аудиенцию к султану или на заседание дивана приблизительно за 10-15 минут.
Жизнь в четыре двора
Дворец состоит из четырех дворов с размещенными на них различными постройками. Все это окружено стенами.
Если на первом дворе размещалась прислуга и янычары, то на втором проходили официальные церемонии.
На третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султанов и его семьи, а также проводились менее парадные государственные мероприятия. Например, приватные переговоры.
Внутри общей стены, окружающей комплекс Топкапы, дворы также разделялись стенами с воротами.
Первый двор Топкапы — это, в общем, не сам дворец, а, так сказать, крыльцо к нему. Несмотря ни то, что он расположен уже изнутри за главными воротами. В султанские времена на первом дворе располагались хлебопекарни дворца и государственное казначейство, монетный двор и штаб-квартира янычар. Сейчас здесь располагается, в том числе, и автостоянка.
И здесь же уцелел, и существовал все османские времена, единственный осколок Византии — уже упоминавшаяся церковь Святой Ирины. Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть. (Надо отметить, что существуют христианские церкви, которые благополучно пережили османское завоевание и не прекращали служб. Но если османские власти закрывали церковь, то обычно превращали ее в мечеть). Церковь Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами, а при поздних османах музеем (сначала с XIX века античным, потом — военным). С 1950 года это концертно-выставочный зал. Отметим, что ранний период существования Византии, до освящения храма Святой Софии, церковь Святой Ирины была главной церковью константинопольских патриархов. В ней проходил первый вселенский Константинопольский собор в 381 году.
По соседству с бывшей церковью Святой Ирины расположились два интереснейших музея — Археологический (здание для создаваемого тогда музея, спроектированное французским архитектором, было построено к 1896 году; ранее несколько лет экспозиция хранилась, как раз, в церкви Святой Ирины) и Музей Древнего Востока (специально построен в 1883 году). В Археологическом музеи выставлен неизвестный саркофаг, в котором якобы был погребен Александр Македонский (могила Александра Македонского, как известно, не обнаружена, при находке этого саркофага местным крестьянином в 1887 году в Ливане, он был пуст. Однако на саркофаге, известном как Сидонский саркофаг, содержатся изображения плакальщиц и сцены жизни Александра Македонского: охота Александра в Ливане, и его сражение с персидским царем Дарием. Изображения позволили приписать Сидонский саркофаг захоронению Александра Македонского.
Рядом с Археологическим музеем находится т.н. «Изразцовый киоск» — дворец, где во времена первых османских султанов, как мы уже говорили выше, размещался гарем — специально за пределами собственно Топкапы, а в наше время расположилась выставка изразцов, фарфора и керамики (являющаяся частью Археологического музея).
Второй двор дворца, отделенный от первого стеной и массивными воротами с двумя башнями — «Воротами приветствия» — «Bab-us Selam», служил, в отличие от третьего и четвертого дворов, главным образом, государственным и вспомогательным функциям. «Bab-us Selam» были переходом во внутреннюю часть дворца, и лишь один султан мог проезжать их верхом на коне, все другие лица, посещающие Топкапы, спешивались.
От «Ворот приветствия» между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот — «Воротам счастья», четвертая — к дивану, пятая — к гарему, шестая — конюшням султана.
В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора расхаживали не только ожидавшие приема важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях здесь участвовало до 10000 человек.
Здесь же во втором дворе располагается башня Законности и помещения дивана, о чем мы уже рассказывали. А в тени «Ворот счастья» — «Bab-i Saadet», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий.
Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому двору европейцами.
И, конечно же, второй двор знаменит своих огромным помещением — целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза — султанскими кухнями. Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы.
В султанских кухнях одновременно работало 800-1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят. Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок — это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство.
В помещениях кухонь ныне также выставлен китайский и японский фарфор турецких султанов. Представленная в Топкапы коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине — после пекинской и дрезденской — из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.
Часть кухни занимала султанская кондитерская с говорящим названием «халванаме».
Во втором дворе располагается вход и в султанский гарем. На стене у входа как в обычном учреждении весит лаконичная прямоугольная вывеска с одним словом крупным шрифтом — «Harem» (Происходит от арабского «харам» — «запрещенный»). Турки называют гарем «darussade» — «дом счастья».
Гарем включал покои султана «Селямлык» (мужская половина), и его приемные. Все это занимало 300 комнат.
Также в гареме располагались покои матери султана — «валиде султан», султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. (Черные евнухи охотнее брались в гарем, чем их белые собратья. Считалось, что чернокожие евнухи лучше защищают честь султанских жен и наложниц, т.к. невероятным образом рожденных от них черных детей будет невозможно выдать за султанских. Также считалось, что негритята, захваченные главным образом в Судане, лучше белых переносили кастрацию и меньше болели после нее).
Возглавлял гарем черный евнух и глава черных евнухов, который считался четвертым (если не считать султана) должностным лицом в Османской империи-после султана, матери-султанши, великого визиря и верховного священнослужителя — «шейх-уль ислам».
Рабыни — «джарийе», попадавшие в гарем, могли никогда так и не увидеть султана. Но они могли стать его наложницами, если понравились. Тогда они назывались — «ikbal». Некоторые наложницы могли стать законными женами султана — «Kadin Efendi». Жена султана, родившая ему первого сына считалась первой и главной женой. Любимая жена носила титул «Haseki».
Двумя малоизвестными фактами о гаремной жизни является то, что на позднем этапе существования Османской империи родители сами отдавали дочерей в гарем в надежде на их продвижение по социальной лестнице. Также в гареме существовала традиция брать на воспитание девочек-сирот (иногда до 400 человек), а затем, когда они вырастали, обеспечивать им счастливое и выгодное замужество.
Холодная пора— зимняя тоска
Султан также большей частью мог видеть повседневную жизнь Стамбула только со стороны. Для турецкого правителя великолепная панорама города и залива открывалась именно со стороны «Багдадского павильона» в четвертом дворе Топкапы.
Попадая в помещение гарема, этот лабиринт крытых помещений, коридоров, малых открытых участков, сразу ощущаешь себя как в тюрьме. На входе расположено помещение для черных евнухов — охранников.
Запоминаются небольшие зарешеченные окна по всему гарему, откуда жившие здесь могли видеть Босфор и очертания большого Стамбула на горизонте.Также тяжелое впечатление оставляют внутренние дворы гарема для прогулок — открытые четырехугольные пространства, огороженные огромными стенами, как в тюрьме.
Естественно, при султанах и гарем и внутренние дворики не выглядели так запущено как теперь, однако неудивительно, что как только османская империя открылась миру, султаны предпочли построить себе дворец в европейском стиле и переехать туда.
В 1842 году состоялся переезд султана Абдульмеджида I в белоснежный с желтизной, похожий на резную шкатулку, дворец Долмабахче (построен на месте небольшого засыпанного залива на Босфоре. От этой особенности строения происходит и название — буквально «засыпанный (наполненный) сад»).
В желании переехать играла роль не только дань моде, но стремление достичь большего удобства. Маленькие и, в основном смежные комнатки гарема с низкими потолками, практически без мебели в европейском понимании, тут же рядом помещения для принятия ванны — все похоже на помещения общежития.
Длинные узкие коридоры, маленькие оконца и высокие стены — все больше похоже на тюрьму. Конечно, особо гнетущие впечатление производит т.н. клетка — покои, где под стражей содержались братья и племянники правящего султана, представляющие угрозу его правлению как возможные наследники. И еще. В зимнее время обитатели гарема, видимо, мерзли. По крайней мере в декабре, когда я был в Топкапы, от гарема не веяло уютом и повсюду переносные жаровни, жаровни... Для обогрева. Сейчас они не используются, но ими обычно пользовались обитатели дворца. Ведь и тогда и сейчас зимой в городе бывает довольно слякотно и прохладно. И тогда с любовью вспоминаешь центральное отопление, которого в Стамбуле в российском понимании нет.
Позади «Ворот счастья» — «Bab-i Saadet» расположен «Arz Odasi» — приемная или зал аудиенций султана. Журчащий фонтан рядом своим шумом не позволял подслушать переговоры.
Волос из бороды и другие сокровища
В целом, в третьем и четвертом дворах Топкапы помещения для более приватной и уединенной государственной деятельности султана. В том числе и комплекс построек третьего двора, где протекала частная жизнь султанов. Комплекс известен под общим названием — «Эндерун» — т.е. внутренний дворец.
В четвертом дворе расположены павильоны «Софа», «Реван», «Багдад», а также комната обрезаний и комната главного врача. Павильон Реван был построен в 1634 году султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у персов.
Багдадcкий павильон также был построен по приказу султана Мурада IV и был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 декабря 1638 г., в честь чего и был назван Багдад. С багдадского павильона в четвертом дворе открывается великолепная панорама Стамбула и Босфора, но город кажется таким далеким, как будто в другом мире. Что, в общем, так и было.
В четвертом дворе также расположена и Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрагима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались османские принцы.
Среди других достопримечательностей в этой части Топкапы заслуживает осмотра та часть сокровищницы, где хранятся, в частности, персональные святые реликвии пророка Мухаммеда — золотой меч, лук, печать из янтаря, пучок волос с бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка.
Султаны обязательно посещали помещение со святыми реликвиями Мухаммеда — т.н. «Собрание реликвий» ежегодно в месяц рамадан. Святые реликвии были привезены султаном Селимом I в 1517 году из Египта, при завоевании этой страны. В помещении реликвий также выставлены и артефакты, не имеющие отношения к пророку. Это мечи первых четырех халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али, ключ от ворот Каабы в Мекке и т. д.
Естественно, в сокровищнице Топкапы также представлены и различные сокровища из благородных металлов и камней: оружие, ювелирные украшения, султанские троны и так далее. Из самых интересных экспонатов отметим низкий трон в восточном стиле, подаренный султану Махмуду персидским шахом Надиром. На этом троне, видимо, можно было сидеть, только подогнув ноги по-турецки. Также упоминания заслуживает трон «Байрам» для религиозных церемоний в виде небольшого золотого дивана и трон султана Ахмета из грецкого ореха.
Обычно говоря о Топкапы, всегда вспоминают и о так называемом «бриллианте ложечника» или по- турецки «Кашикчи» (Бриллиант 86 карат и оформлен 49 алмазами. Был назван так из-за того, что был куплен после долгих перемещений по миру старьевщиком за три деревянные ложки. Принадлежал разным высокопоставленным лицам, включая мать Наполеона).
Еще из сокровищ Топкапы упомянем золотой сундук в форме слона, самый большой в мире изумруд весом в 3260 грамм, золотую колыбельную для новорожденных принцев, разную мелочь вроде золотого набора для компота, коллекцию часов.
В бывших султанских банях внутреннего дворца выставлена коллекция султанских костюмов. Также можно посмотреть и на султанские тюрбаны с драгоценными камнями и перьями. Топкапы содержит также и большую коллекцию живописи (включая очень любопытные прижизненные портреты османских правителей), миниатюр и образцов каллиграфического искусства. В сокровищнице Топкапы хранится и одна христианская святыня — мумифицированная правая рука Иоанна Крестителя в дорогом окладе. Этой рукой Иоанн крестил Иисуса.
Возвращаясь к учреждениям на территории Топкапы, отметим, что в третьем дворе располагалась и школа, в которую принимались дети — христиане старше 10 лет, насильно отобранные турками у родителей для последующего служения при османском дворе и в правительственных учреждениях. Так называемая янычарская школа...
Вход Топкапы круглогодичный. Для входа в гарем и сокровищницу нужно покупать отдельный билет. В наше время Топкапы выглядит несколько заброшенным, большая часть помещений пустынна, а по первому двору бродят упитанные коты, совсем не знающие что они проживают в бывшем заповедном месте султанской власти.
Конечно, золотой век Топкапы в прошлом, но дворцовый комплекс все еще несет в себе огромное очарование и печать безмолвного свидетеля важнейших событий мировой истории.
(источник: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=38)